понедельник, 28 ноября 2016 г.

Система национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.

Система национальных счетов играет особую роль в экономике:
Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.

Согласно методологии СНС, экономическое производство включает все виды деятельности по производству товаров и услуг:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления, кроме услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей;
  • производство рыночных услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • производство нерыночных услуг учреждениями государственного управления (структуры законодательной и исполнительной власти, обороны, услуги здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, шоферы, садовники);
  • оказание услуг собственниками жилищ для собственного потребления;
  • деятельность, направленная на защиту окружающей среды.


1. Валовой национальный продукт (ВНП) – рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени (года).



2. Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Расчеты ВВП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается.

Номинальный ВНП (ВВП) измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.


Реальный ВНП (ВВП) соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных).

Дефлятор ВВП (D) или индекс Пааше показывает изменение цены единого продукта в отчетном году по отношению к базисному:

D (Ip) = Номинальный ВВП/ Реальный ВВП.
Реальный ВВП = Номинальный ВНП/ D.

3. Совокупный общественный продукт (СОП). Представляет собой сумму цен всех произведенных за год товаров и услуг. СОП превышает ВВП на величину импорта и промежуточного продукта (ПП), под которым подразумевается стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства ВВП.

4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).
ВНРД = ВНП + Чистые трансферты из-за рубежа.
Чистые трансферты из-за рубежа – это трансферты, полученные от остального мира (дарения, гуманитарная помощь) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. ВНРД используется для конечного потребления и национального сбережения.

5. Чистый национальный продукт (ЧНП). 
Уменьшив величину ВНП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить чистый национальный продукт (ЧНП).
ЧНП = ВНП – стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления).


6. Национальный доход (НД).
Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в ЧНП, являются косвенные налоги. Значит, чтобы определить показатель общего объёма заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название «национальный доход».
НД = ЧНП – Косвенные налоги + Субвенции.
К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.
Национальный доход (НД) – это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.
Это – чистый «заработный доход» общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.
В практике различают произведенный и использованный НД: 
  • Произведенный НД – это весь объем вновь созданных товаров и услуг. 
  • Использованный НД на потребление и накопление – это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, военных действий, ущерба при хранении,  транспортировки, на величину незавершённого строительства) и внешнеторгового сальдо. 

7. Личный доход (ЛД).
ЛД = НД – прибыль корпораций – взносы на социальное страхование – чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %.

8. Располагаемый личный доход (РЛД).
РЛД = ЛД – Личные налоговые и неналоговые платежи.
К личным налоговым и неналоговым платежам относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, плата за проезд в транспорте, коммунальные услуги.
РЛД – это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления.

Все доходы можно разделить на две группы – доходы от труда и доходы от имущества (нетрудовые).


Помимо вышеперечисленных потоковых величин в макроэкономике используются показатели запасов:
  1. Имущество (активы) – любой источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы (например, капитал, земля), так и финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги), кроме того существуют имущественные права и интеллектуальная собственность.
  2. Портфель активов – совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.
  3. Национальное богатство – суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам, фирмам и государству.
  4. Реальные (денежные) кассовые остатки – запас платежных средств, которые экономический субъект желает держать в форме наличности. 

среда, 9 ноября 2016 г.

Производитель в экономике

Производитель - экономический субъект, деятельность которого направлена на производство товаров и услуг с целью последующего их обмена, в основном на деньги.

Любая организация, в том числе производитель, может быть представлена как подсистема более общей системы - внешнего мира. Из внешнего мира производитель получает ресурсы, отдавая взамен созданный им продукт. Жизнедеятельность производителя, таким образом, складывается из трех процессов:
  • получение ресурсов из внешнего мира
  • изготовление продукта
  • передача продукта во внешний мир

Предпринимательство - это:

  • Деятельность по соединению природных, трудовых и капитальных ресурсов в процессе производства и последующей продажи товаров и услуг с целью получения прибыли.
  • Самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли
Фирма — коммерческая организация, приобретающая экономиче­ские ресурсы для производства и продажи товаров и услуг с целью получе­ния прибыли.





  • Индивидуальное предприятие - это предприятие, принадлежащее одному человеку, 
который полностью отвечает по обязательствам фирмы. Вдобавок к своей ответственности собственника предприниматель чаще всего сам непосредственно работает на своем предприятии, выполняя и управленческие, и трудовые функции. Многие мелкие предприятия, такие как табачные киоски, галантерейные магазинчики, парикмахерские и сельскохозяйственные фермы, являются индивидуальными предприятиями. 
  • Партнерство (товарищество) образуется из двух или более лиц, действующих как совладельцы предприятия. Партнеры делят между собою риск и ответственность каким-то заранее установленным образом. Между партнерством и индивидуальным предприятием нет разницы в том, в какой степени собственники отвечают по обязательствам. И в том и в другом случае собственники отвечают всем своим имуществом, а не только той частью, которую они поместили в предприятие. Многие юридические, медицинские и бухгалтерские фирмы организованы как партнерства.
  • Акционерное общество (корпорация) представляет собой наиболее важную форму организации деловых предприятий, если иметь в виду долю акционерных обществ в производстве и выручке, во всех развитых странах с рыночной экономикой. В чем особенность этой формы и ее привлекательность? Во-первых, акционеры корпорации являются ее законными владельцами. Всякая прибыль фирмы принадлежит им. Вместе с тем их экономическая ответственность ограничена. Они отвечают по долгам корпорации только в размере своих вложений в дело. Если корпорация должна Вам деньги, Вы не можете преследовать в судебном порядке ее акционеров непосредственно. Вы можете, конечно, преследовать корпорацию. Но что, если она обанкротилась? Тогда Вам, как и всем, кто одолжил корпорации деньги, просто не повезло. Во-вторых, ограниченная ответственность позволяет корпорациям привлекать финансовые ресурсы большого числа собственников, которые не участвуют изо дня в день в управлении предприятием. Акционеры большинства крупных корпораций просто нанимают управляющих, на которых и ложится бремя управления предприятием. Таким образом, для корпораций обычно характерно отделение собственности от текущего управления. В-третьих, собственность легко передается из рук в руки. Если собственник умер, права собственности могут быть проданы его наследниками другим лицам без какого-либо нарушения деятельности предприятия. Точно так же, если какие-либо акционеры станут недовольны тем, как ведется дело, они могут легко выйти из него, продав свои акции. Управляющие большой корпорации - это чаще всего подготовленные специалисты, нанятые акционерами, чтобы осуществлять управление фирмой. Решения акционеров о том, продавать или покупать акции (права собственности) данной компании, свидетельствуют о доверии инвесторов к характеру управления предприятием. Если настоящие и потенциальные акционеры верят в то, что управляющие хорошо выполняют свои обязанности, спрос на акции этой фирмы возрастет. Растущий курс акций отразит это увеличение спроса. Наоборот, если большое число акционеров желает продать свои акции, потому что они не удовлетворены текущим управлением фирмой, предложение акций данной фирмы для продажи возрастет, что вызовет падение их курса (цены). Падение цены акций часто ведет к реорганизации текущего управления предприятием.



Выручка фирмы - произведение цены товара и количеств проданных единиц товара.
Прибыль - это средства, которые остаются у предпринимателя после оплаты всей выручки.


Издержки фирмы -  денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции

Экономические издержки — общие издержки фирмы на производство товаров и услуг, включающие как прямые денежные (по организации производства и сбыта товаров), так и альтернативные (упущенная выгода от использования ресурсов фирмы на иные варианты деятельности) издержки.

Виды издержек (затрат):
  •  внутренние (неявные) — стоимость собственного ресурса (равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самосто­ятельно используемый ресурс, если бы его собствен­ник вложил его в чужое дело);
  •  внешние (явные, бухгалтерские) — выплаты поставщикам трудовых ре­сурсов, сырья, топлива, услуг и т. д. (сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты не­обходимых ресурсов).
Внешние издержки, в свою очередь, делятся на:
  •  постоянные издержки — та часть общих издержек, кото­рая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции (арендная плата фир­мы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амор­тизация — постепенное снашивание основных фондов). Постоянные издержки предприятие несёт даже в том случае, если оно не работает;
  • переменные издержки — та часть общих издержек, величина которых на дан­ный период времени нахо­дится в прямой зависимос­ти от объёма производства и реализации продукции (приобретение сырья, опла­та труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расхо­ды на тару и упаковку и т. п.). Переменные издержки изменяются при любом колебании объёмов выпуска товаров и в том же направлении (увеличиваются при росте объёмов и падают при их сокращении).
Постоянные и переменные издержки тесно связаны с фактором времени: 
  • краткосрочный период — период, в течение которого одни факторы являются постоянными, а другие — переменными;
  • долгосрочный период — период, в течение которого все факторы производства являются переменными.
Краткосрочный и долгосрочный периоды — понятия, не имеющие напрямую отношения к календарным срокам. Они зависят от того, как изменяются факторы производства.

Средние издержки — это издержки фирмы, приходящиеся на одну единицу продукции. 
Средние издержки показывают, во что обходится фирме производство одной единицы продукции. С их размером связано установление цены на товар/услугу.

Экономическая прибыль — это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.
Бухгалтерская прибыль — это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками.


Источники:

воскресенье, 2 октября 2016 г.

Спрос и предложение

СПРОС
Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Спрос предполагает не только желание, но и возможность  приобретения товара по существующим на рынке ценам.

Величина спроса (Q)  — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Цена спроса (Р) - максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги.



















  • Р — Цена
  • Q — Кол-во товаров
  • D— Кривая спроса

Изменение величины спроса (левый график) - скольжение кривой спроса - может быть вызвано ценовым фактором (изменением цены). При этом вся кривая спроса не изменяет своего положения, соотношение между ценой товара и его количеством, которое готовы купить покупатели, не изменяются.


Спрос показывает, какой может быть величина спроса при любой цене. Изменение спроса (правый график) может быть вызвано изменением неценовых факторов, при этом вся кривая спроса смещается. В результате изменяется зависимость между ценой товара и его количеством, которое готовы купить покупатели.


Неценовые факторы, влияющие на спрос:
  • Доходы потребителя. Спрос на низшие товары (езда на трамвае) снижается с ростом доходов. Спрос на нормальные товары (качественная еда, модная одежда, развлечения, автомобили) растет с ростом доходов.
  • Кол-во потребителей. Различают спрос индивидуальный и спрос рыночный. С ростом количества покупателей рыночный спрос будет расти, и наоборот, при снижении количества покупателей рыночный спрос сокращается.
  • Ожидания потребителя. Если покупатели ожидают роста цен на конкретный товар, например на сахар, который в летний период требуется для заготовки ягод, то часть покупателей будет закупать сахар заблаговременно, и спрос на сахар возрастет.
  • Мода и вкусы. Под влиянием информации формируются вкусы, предпочтения. Например: удачная реклама, изменение моды, сезонность, престижность, предпраздничный ажиотаж и пр.
  • Изменение цены на товары-субституты (заменители) и комплементарные товары. В случае снижения цены одного из товаров-заменителей  покупатели отдают предпочтение этому подешевевшему товару, величина спроса на него увеличится, при этом спрос на остальные субституты снижается. Когда одни из дополняющих друг друга товаров подешевеют, величина спроса на них увеличится согласно закону спроса, спрос на комплементарные с ними возрастет.


Закон спроса: чем выше цена при прочих равных возможностях, тем ниже величина спроса. 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.




  • Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель
  • Р - цена
  • S — кривая предложения


  • Изменение величины предложения (левый график) - может быть вызвано ценовым фактором (изменением цены). При этом вся кривая предложения не изменяет своего положения.

    Изменение предложения (правый график) может быть вызвано изменением неценовых факторов, при этом вся кривая предложения смещается. 

    Неценовые факторы предложения:
    • Цены на ресурсы. Если ресурсы становятся дороже, возможности фирмы по производства товара уменьшаются, предложение снижается.
    • Цены альтернативных товаров, произведенных из аналогичных ресурсов. Принимая решение о выпуске товара, предприниматель учитывает, какой доход и, соответственно, какую прибыль можно получить при производстве других товаров из таких же ресурсов.
    • Внедрение новых технологий. Внедрение новых технологий, как правило, является эффективным средством, что дает возможность фирмам снижать цену на свой товар или при тех же затратах предлагать на рынке большее количество товара. Предложение растет.
    • Налоги и субсидии. Налог как надбавка к цене повышает цену товара, предложение снижается. Субсидия - "налог наоборот": государство оказывает помощь фирмам, чей товар особенно необходим в стране, предложение возрастает.
    • Ожидания продавцов. Ожидая, что товар станет дешевле, продавец поспешит избавиться от него, пока цена достаточно высока и наоборот.
    • Количество продавцов на рынке. Если в отрасли появляется продавец такого же товара, то рыночное предложение возрастает. Если отдельные продавцы уходят из отрасли, то рыночное предложение сокращается.

    Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.


    Равновесная цена - цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

    Равновесное количество - количество товара - которое покупатели готовы купить, а продавцы продать по равновесной цене.

    Воздействие изменения спроса и предложения на величину равновесной цены и равновесное количество продукта

    Источники:
    1
    2

    воскресенье, 18 сентября 2016 г.

    Типы экономических систем.


    Функции семьи и учение как вид деятельности на примере моего летнего кемпинга с родителями

      Лето - моё любимое время года, потому что только летом у нас есть прекрасная возможность меньше времени проводить в пыльном городе, поправляя здоровье, и заниматься в первую очередь вещами, необходимыми тебе самому. В этом сообщении я хочу рассказать о проведённом мною времени в августе, а также о функциях семьи и познавательной деятельности человека, ведь любой аспект нашей жизни можно рассмотреть с точки зрения обществоведческого курса. Весь месяц я провела со своей семьёй. Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций, некоторые из них я и хочу проиллюстрировать примерами из нашего отдыха.



      Август пришёл ко мне, неся с собой неприятную новость: я узнала, что мне не удастся поехать в Москву, чему была крайне огорчена, но в данной ситуации мои родители отлично справились с выполнением досуговой функции семьи, решив, как организовать моё время. Каждую неделю на несколько дней мы выезжали на природу, где играли  в волейбол и бадминтон, купались, ездили на моторной лодке,  катались на водных лыжах и вейкборде, тем самым удовлетворяя потребности в совместном проведении досуга и взаимообогащении досуговых интересов. Хочу подробнее рассказать о своём первом опыте передвижения непривычным способом. На водные лыжи я с лёгкостью встала ещё в 11 лет, а вот с вейкбордом пришлось помучиться: лодка меня вытягивает, проезжаю секунды две и плюхаюсь лицом в воду, и так раз 15! Я уж было совсем опустила руки, но мама с папой подбодрили меня, вдохновив на новые увенчавшиеся успехом попытки. Они выполняли психологическую функцию семьи. Именно их поддержка помогла мне преодолеть трудность, с которой я столкнулась.


     




    Перейду от развлечений к менее интересным моментам нашего отдыха. Жили мы в достаточно далёких от цивилизации местах, поэтому готовить еду нам приходилось самим, ещё и на костре. Так как наши вылазки - семейная традиция, обязанности для этого процесса давно распределены: я таскаю дрова, папа разводит костёр и следит за ним, а мама набирает в котлы воду и готовит в них еду. Это иллюстрирует хозяйственно-бытовую функцию семьи, а покупка продуктов с собой - хозяйственно-экономическую.





      К счастью, летом во мне не уснуло чувство ответственности за своё будущее (которое, кстати, в своё время вселили в меня родители, выполняя воспитательную функцию), что является одним из мотивов учения, поэтому на кемпинг я брала необходимые учебники и выделяла пару часов в день для подготовки к ЕГЭ. Учение — вид деятельности по способу формирования человека как личности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.   Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Я занималась неорганизованным видом учения - самообразованием.

      В который раз убеждаюсь, что с точки зрения обществознания можно рассмотреть  любой, даже самый незначительный аспект нашей жизни, чаще всего и с нескольких сторон,  даже в этом сообщении я могла бы ещё начать раскрывать тему "Общество и природа", например.


    Предлагаю проверить, как мой небольшой рассказ помог разобраться с некоторыми функциями семьи :)


    понедельник, 12 сентября 2016 г.

    Экономика: наука и хозяйство

    Экономика  - хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

    Экономика  - наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностей протекания хозяйственных процессов.

    Экономика - сфера общественной жизни, где осуществляется производство, распределение, обмен и потребление.

    • Производство - процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.
    • Распределение - одна из фаз (стадий) общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. Движение материальных благ, завершающееся получением членами общества доли общественного продукта.
    • Обмен - взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда.
    • Потребление - использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.


    Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, потребления, обмена и распределения благ в условиях ограниченности ресурсов.

    Школы экономической теории:
    • Меркантилизм - государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью ввезенных и вывезенных товаров. Ключевой принцип внешней торговли - больше продавать - меньше покупать. Импорт нужен, но лишь в той мере, в какой способствует росту экспорта.
    • Физиократия - означает власть природы. Так именовали школу французских экономистов, основная идея которых заключалась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство. Только так происходит увеличение богатства, приращение материи.
    • Классическая экономическая теория - теория создания богатства общества производительным трудом.
    Соотношение экономической теории и практики:
    • Среди экономических теорий нет универсальных, которые отвечали бы за все вопросы практического ведения хозяйства в различных странах.
    • Теории нередко содержат определенный идеологический заказ, игнорирующий возможности практики, реальные условия хозяйствования.
     Классификация благ

    Картинки по запросу классификация благ

    Производственные ресурсы - основные необходимые условия всякого производства.
    • Природные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе.
    •  Капитальные ресурсы - произведенные человеком средства производства.
    • Трудовые ресурсы -  совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ.

    Факторы производства - используемые в производстве ресурсы, от которых зависят количество, объем выпускаемой продукции. 

    Картинки по запросу факторы производства

    Альтернативная стоимость:
    • Это цена упущенных возможностей
    • Это лучший из невыбранных вариантов
    • Это то количество товаров и услуг, от которых пришлось отказаться в пользу выбранного


    Экономическая наука изучает фундаментальные проблемы и способы их решения на двух уровнях:

    • Микроэкономика - область экономической теории, которая изучает экономическую деятельность таких субъектов экономики, как индивиды, домашние хозяйства, фирмы, отрасли и конкретные рынки.   
    1. Экономика фирмы  
    2. Экономика региона  
    3. Экономика семьи      
    4. Экономика рынков товаров и факторов производства
    • Макроэкономика - область экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целостной системы, позволяет сформулировать цели общегосударственной экономической политики и определить инструменты, необходимые для их достижения.
    1. Денежная система и инфляция
    2. Экономический рост
    3. Безработица
    4. Внешняя торговля

    В зависимости от целей познавательной деятельности экономическая наука подразделяется на позитивную и нормативную:
    • Позитивная экономическая наука – познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.
    • Нормативная экономическая наука – выяснение условий достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном поведении людей и деятельности институтов.
    Экономические институты - нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники.
    • Формальные действуют в виде законов, кодексов и других писанных норм экономического поведения
    • Неформальные, такие как традиции, обычаи, привычки, стереотипы поведения

    Непосредственные участники экономических отношений:
    • Организации
    • Фирмы
    • Государство
    • Предприниматели
    Источники:

    четверг, 12 мая 2016 г.

    Формы и разновидности культуры

    Культура – это основной отличительный признак человеческого общества. Только социум создает культуру!
    культура Рыбинска


    Материальная и духовная культура
    Фактически, это результат двух основных видов деятельности человека – создание материальных благ и духовное творчество. Человек создает как необходимые условия существования (это продукт экономики,  прежде всего), так и результаты деятельности разума – идеи, теории, технологии, знания (духовная сфера).



    Типы культур по направленности.


    Субкультура и контркультура.


    Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.


    Источники: