воскресенье, 2 октября 2016 г.

Спрос и предложение

СПРОС
Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Спрос предполагает не только желание, но и возможность  приобретения товара по существующим на рынке ценам.

Величина спроса (Q)  — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Цена спроса (Р) - максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги.



















  • Р — Цена
  • Q — Кол-во товаров
  • D— Кривая спроса

Изменение величины спроса (левый график) - скольжение кривой спроса - может быть вызвано ценовым фактором (изменением цены). При этом вся кривая спроса не изменяет своего положения, соотношение между ценой товара и его количеством, которое готовы купить покупатели, не изменяются.


Спрос показывает, какой может быть величина спроса при любой цене. Изменение спроса (правый график) может быть вызвано изменением неценовых факторов, при этом вся кривая спроса смещается. В результате изменяется зависимость между ценой товара и его количеством, которое готовы купить покупатели.


Неценовые факторы, влияющие на спрос:
  • Доходы потребителя. Спрос на низшие товары (езда на трамвае) снижается с ростом доходов. Спрос на нормальные товары (качественная еда, модная одежда, развлечения, автомобили) растет с ростом доходов.
  • Кол-во потребителей. Различают спрос индивидуальный и спрос рыночный. С ростом количества покупателей рыночный спрос будет расти, и наоборот, при снижении количества покупателей рыночный спрос сокращается.
  • Ожидания потребителя. Если покупатели ожидают роста цен на конкретный товар, например на сахар, который в летний период требуется для заготовки ягод, то часть покупателей будет закупать сахар заблаговременно, и спрос на сахар возрастет.
  • Мода и вкусы. Под влиянием информации формируются вкусы, предпочтения. Например: удачная реклама, изменение моды, сезонность, престижность, предпраздничный ажиотаж и пр.
  • Изменение цены на товары-субституты (заменители) и комплементарные товары. В случае снижения цены одного из товаров-заменителей  покупатели отдают предпочтение этому подешевевшему товару, величина спроса на него увеличится, при этом спрос на остальные субституты снижается. Когда одни из дополняющих друг друга товаров подешевеют, величина спроса на них увеличится согласно закону спроса, спрос на комплементарные с ними возрастет.


Закон спроса: чем выше цена при прочих равных возможностях, тем ниже величина спроса. 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.




  • Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель
  • Р - цена
  • S — кривая предложения


  • Изменение величины предложения (левый график) - может быть вызвано ценовым фактором (изменением цены). При этом вся кривая предложения не изменяет своего положения.

    Изменение предложения (правый график) может быть вызвано изменением неценовых факторов, при этом вся кривая предложения смещается. 

    Неценовые факторы предложения:
    • Цены на ресурсы. Если ресурсы становятся дороже, возможности фирмы по производства товара уменьшаются, предложение снижается.
    • Цены альтернативных товаров, произведенных из аналогичных ресурсов. Принимая решение о выпуске товара, предприниматель учитывает, какой доход и, соответственно, какую прибыль можно получить при производстве других товаров из таких же ресурсов.
    • Внедрение новых технологий. Внедрение новых технологий, как правило, является эффективным средством, что дает возможность фирмам снижать цену на свой товар или при тех же затратах предлагать на рынке большее количество товара. Предложение растет.
    • Налоги и субсидии. Налог как надбавка к цене повышает цену товара, предложение снижается. Субсидия - "налог наоборот": государство оказывает помощь фирмам, чей товар особенно необходим в стране, предложение возрастает.
    • Ожидания продавцов. Ожидая, что товар станет дешевле, продавец поспешит избавиться от него, пока цена достаточно высока и наоборот.
    • Количество продавцов на рынке. Если в отрасли появляется продавец такого же товара, то рыночное предложение возрастает. Если отдельные продавцы уходят из отрасли, то рыночное предложение сокращается.

    Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.


    Равновесная цена - цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

    Равновесное количество - количество товара - которое покупатели готовы купить, а продавцы продать по равновесной цене.

    Воздействие изменения спроса и предложения на величину равновесной цены и равновесное количество продукта

    Источники:
    1
    2

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий